Советский Союз стал родиной анимационных шедевров, которые были известны во всем мире. Большинство из них было создано «Союзмультфильмом». Фактически, из этой студии вышли сотни героев, воспитавших несколько поколений советских детей.
Сама студия открылась в 1936 году. Правительство приказало объединить все московские анимационные студии под одной крышей. Считается, что инициатором переезда был сам Сталин. Здания, в которых разместилась новая студия, раньше были церквями, перепрофилированными коммунистами.
Советских аниматоров обучали своему ремеслу по модели Disney: “Как это ни печально, мы все изначально работали по методу Disney и были вынуждены копировать не только технологию, но даже общепринятые принципы построения и движения персонажей”, — говорит режиссер Иван Иванов-Вано.
Сначала это были исключительно короткометражные мультфильмы, прежде чем начали появляться новые техники и жанры.
Во время Второй мировой войны студия была ненадолго перепрофилирована с целью выпуска агитационных фильмов для поднятия боевого духа нации. Но на этом дело не остановилось. Сотрудники эвакуировались в Узбекистан, где им пришлось выживать в тяжелых условиях - даже используя пленку для создания различных предметов повседневного обихода, таких как пуговицы и кисти. Но даже нехватка еды, тепла и основных материалов не помешала студии выпустить мультфильмы.
К концу войны у студии уже был свой имидж. Она начала отходить от стиля Диснея и все чаще стала использовать кукольный метод, при котором для вдыхания жизни в персонажей использовалась кукольная съемка движения. Мультфильмы имели огромный успех в стране и за рубежом.
Однако настоящим золотым веком можно считать период с 1970-х по середину 1980-х годов. Этот период отмечен выпуском культовых фильмов "Ну, погоди!" и "Крокодил Гена", при этом "Союзмультфильм’ стал крупнейшей студией в Европе, в которой работает более 500 сотрудников и выпущено 1000 мультфильмов.
В 1969 году вышла легендарная советская версия "Винни-Пуха": это самый цитируемый советский мультфильм по сей день. Автор диснеевской версии, Вольфганг Райтерман, даже признался, что советский медведь-философ на самом деле понравился ему больше, чем даже его собственное творение.
1990-е годы были тяжелым временем для студии, которая оказалась на грани закрытия. Оригинальный, неповторимый стиль просто не имел большого успеха у людей на фоне наводнившего страну натиска западных мультфильмов. Более того, "Союзмультфильм" даже пережил криминальное вторжение, поэтому производство пришлось на время приостановить.
Только после 2011 года, в канун 75-летия студии, российские аниматоры обратились к президенту с просьбой обратить его внимание на обездоленную студию, и она, наконец, получила финансирование и новую жизнь. Это был чистый лист во всех смыслах этого слова, хотя студия сохранила все старые права. Открылся новый офис и был завершен процесс технической модернизации.